Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский социально - экономический колледж»

Профессиональное самоопределение и социальная адаптация школьников с нарушенным слухом

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Профессиональное самоопределение и социальная адаптация школьников с нарушенным слухом.

Учитель технологии
Усубалиев Константин Азарович

ГБСКОУ «Бугульминская  специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат 1,2 вида»

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток не слышащих детей.

Современные социальные проблемы (безработица, отсутствие трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Государственное образовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат» I, II вида г.Бугульмы Республики Татарстан занимается обучением в этом направлении путём политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированностинеслышащих. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.

Трудовое обучение ведется по специальной программе для I и II вида, в основе  школьного обучения является: технико – технологическая грамотность, технологическая компетентность, культура труда и деловые межличностные отношения, самостоятельность. На фоне трудового обучения происходит формирование положительных личностных качеств учащихся, их гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни.

 

Для постепенного обучения и развития школьников с дефектами слуха приходится более углубленно изучать темы на сравнениях  аналогичных  примеров. Глухие школьники испытывают значительные затруднения в чтении технической и технологической документации, в умении планировать свою трудовую деятельность, в решении ряда технических и технологических задач. Поэтому все практические работы следует начинать с разработки технической и технологической документации (технический рисунок; чертеж; эскиз; инструкционная или технологическая карта, которая представляет собой план предстоящей работы, объединенный с заявкой на инструменты и материалы, и имеет ряд таких граф, как эскиз, оборудование, приспособления, примечание-инструкция и др.) с постепенным усложнением их по классам до уровня производственных технологических карт.

Всё трудовое обучение  проходит в три этапа:

1. Технический труд – где учащиеся получают основательную общетрудовую подготовку политехнического характера, способствующую их профессиональному самоопределению, гражданскому становлению, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию.

2. Профильное обучение – где сильно обращаю внимание на изучение основ технологии изготовления деталей и основные технологические операции; знание наиболее широко применяемых в столярном деле материалов; порядок организации рабочего места; методы рационализаторской работы; закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технического прогресса; повышение уровня научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий.

3.Начальное профильное обучение – где идет изучение основ технологии изготовления деталей и основные технологические операции; знание наиболее широко применяемых в столярном деле материалов; порядок организации рабочего места; методы рационализаторской работы; закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технического прогресса; повышение уровня научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий.

А основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков выполнения основных столярных и сборочных операций, приемов применения режущих инструментов и приспособлений, использования контрольно-измерительных средств, рационального выбора технологической оснастки и дальнейшее их закрепление в процессе практических работ и производительного труда.

Образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат I, II вида г. Бугульмы,  помогает в этом направлении путем целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социального образования социальной адаптивности. Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе. Воспитание в труде осуществляется с первых дней пребывания ребенка в нашей школе и начинается оно с небольших заданий, имеющих целью сделать нужное дело для коллектива. Самообслуживание – первая ступень в воспитания правильного отношения к общественно полезному труду в формировании чувства коллективизма, внутренней сохранности. Важным элементом в общей подготовке учащихся к труду является обучение детей учебному труду. Воспитание с детства, привычка правильно организованному труду спустя годы сыграет положительную роль в трудовой деятельность взрослого человека. Труд стимулирует активную речь учащихся. Соответственно и сам труд обогащенной речью, приобретает целенаправленное содержание. Уроки труда в школе глухих и слабослышащих требует решение и специальной задачи по развитию устной и письменной речи школьника. Значимой технологией для наших детей  является трудовой процесс.

Одна из задач специальной школы — помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и  действующейпрофориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов, всевозможных экскурсий.В проведении профориентационных мероприятий с неслышащими школьниками используются различные формы и методы работы:лекции; беседы; рассказ; коллективная дискуссия на заданную тему; самостоятельная работа учащихся; диагностические процедуры; тренинговые упражнения; организация культурно-массовых мероприятий (мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства учащихся; выставок, ярмарок изделий учащихся; участие в «днях открытых дверей» различных учебных заведений).

В ходе профориентационных занятий целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видеофильмов, компьютерные средства.

Профориентационные игры – один из профориентационных и профконсультационных методов, стимулирующих подростков с недостатками слуха к размышлениям о проблемах профессионального самоопределения. Профориентационные игры позволяют повысить активность школьников, создать непринужденную, доверительную атмосферу на занятиях. Для большей эффективности деловые (профориентационные) игры целесообразно использовать в сочетании с другими формами и методами работы (беседами, дискуссиями, диагностическими процедурами).

Общие правила проведения профориентационных игр:

1. Проводить игру динамично, что позволит сохранить интерес, удержать внимание участников и сохранить дисциплину в классе.

2. Морально поддерживать участников, акцентировать внимание группы не на ошибках игроков, а на их положительных, интересных высказываниях и действиях.

3. Соблюдать принцип добровольности (участникам, которые категорически отказываются от участия в игре, можно разрешить просто понаблюдать со стороны, но при условии, что группа не будет возражать).

4. Не навязывать своего мнения, стараться поменьше высказываться самому.

5. Не стремиться подвести обстоятельный итог каждой игре, предоставлять участникам возможность самостоятельно осознать заложенный в игре смысл.

Для проведения профориентационных игр с неслышащими учащимися можно рекомендовать следующие игры: «Профессии на букву», «Самая, самая…», «Назови профессию», «Угадай профессию (пантомима)», «Автопортрет». В систему профориентационной деятельности  входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Школа - интернат и Строительно–технический колледж г.Бугульмы заключили договор о подготовке старшеклассников по двух годичной программе. Три раза в неделю учащиеся проходят обучение в колледже в течение всего года. В июне выходят на месячную практику.

Старшеклассники нашей школы получают профессиональную и допрофессиональную подготовку. Мы понимаем, что профессиональная подготовка - дело серьезное, сложное, ответственное, что она возможна только при условии строгого выполнения ряда требований к материальной базе,  программно-методическому обеспечению.

Поэтому в полном объеме, с квалификационными экзаменами, выдачей свидетельств, обучение осуществляется в Строительном – техническом колледже по двум профессиям: столяр-плотник для юношей, штукатур – маляр для девушек. Обучающиеся знакомятся с видами строительных ремонтно-отделочных работ, основными технологиями оклейки стен обоями, штукатурно-плиточных и малярных работ. Девушки, овладевшие навыками и умениями работы штукатура, участвуют в строительстве и ремонте школьных помещений. Старшеклассниками с 9 по 12 классы был произведен и капитальный ремонт теплицы. Полностью провели штукатурные и малярные работы. Сделали ремонт в столярной учебной мастерской, а также  ремонт подвального помещения, предстоит ремонт кабинета технологии.

В процессе производственной практики идет активный процесс адаптации школьников к условиям труда на производстве, освоения производственных приемов труда и совершенствование профессиональных знаний и навыков.

Детям с проблемами в развитии следует прививать не только определенные трудовые навыки, они должны четко осознавать свои  возможности при выборе профессии.

На фоне трудового обучения происходит формирование личностных качеств учащихся гражданское становление, морально-психологическая подготовка подростков к самостоятельной жизни.

В общей системе трудового обучения значительное место занимает общественно полезный производительный труд он организован таким образом, что это позволяет помимо закрепления профессиональных навыков углубить понятия о производственных отношениях и дать некоторые экономические знания. Педагогическим коллективом совместно с шефствующим базовым предприятием «Мебельная фабрика» проводится работа по профессионально трудовому воспитанию, обучению детей, их профессиональной ориентации.

Развитие всей системы обучения и воспитания школьников неразрывно связано с поисками наиболее рациональных путей подготовки этих детей к жизни и труду.

Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В настоящее время выпускники школ испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Профессиональная ориентация — процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.

В последние годы, для  лиц с нарушением слуха проблема трудоустройства стоит очень серьёзно. Остро встаёт вопрос о необходимости в период обучения для лучшей подготовки к условиям самостоятельной жизни, давать полноценную профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе. Следует учитывать местные условия и иметь тесную связь с отделами занятости и трудоустройства.  Школа на сегодняшний день ставит перед собой задачу повысить качество профессиональной подготовки, расширить профили профессионально-трудовой подготовки учащихся. Современные условия требуют активизации способностей каждого члена общества, в том числе тех, кто имеет нарушения слуха.

Литература:

  1. "Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.
  2. "Вопросы трудовой и общественной деятельности выпускников специальных школ".  - М., 2001.
  3. Гозова А.П. "Трудовое обучение учащихся специальных школ". - Дефектология. 2003. № 5.
  4. Матвеев В. Ф. "Состояние профориентационной работы в школе для глухих детей". -  Дефектология. 2000. № 4.